О методике

В стародавние времена в Японии счёты (соробан) был неотъемлемой принадлежностью торгового сословия. Позднее обучение правилам работы с соробаном было включено в школьную программу. Если ученики школ в других странах начинают свой путь к знаниям с чтения, письма и арифметики, то японских детей обучают прежде всего чтению, письму и соробану. В стране с едва ли не самым большим числом электронных устройств на душу населения счёту продолжают обучать с помощью соробана, а бездумное применение электронных машинок учащимися в начальных классах попросту запрещено. В настоящее время изучение соробана остаётся обязательным в начальной школе для учеников третьего и четвёртого классов. Благодаря соробану заметно облегчается обучение началам математики дошкольников, а ученики третьих/четвертых классов могут с удивительной легкостью складывать в уме даже шестизначные числа. Из года в год японские дети традиционно занимают призовые места на международных математических конкурсах.

Возможно, именно в этом кроются секреты того, что японцы столь талантливы в производстве миниатюрных электронных устройств, в том числе и карманных калькуляторов, ведь понимание основ цифровой записи данных приходит к ним не отвлечённо умозрительно, а весьма конкретно – через пять косточек соробана.

Тренировки на соробане приводят к способности опытных "соробанистов” мысленно производить самые сложные подсчёты. Но даже малоопытные ученики ощущают на себе благотворное влияние от этой работы. Дело не только в приобретении и расширении навыков счёта в уме, усиливается сосредоточенность умственной деятельности. Овладев мастерством соробана, люди начинают быстрее усваивать статистический материал, лучше понимать и разбираться в поступающих сведениях. По данным токийских врачей, обследовавших большую группу школьников, занятия соробаном усиливают рост природных творческих способностей.

Благотворное влияние соробана проявляется отнюдь не только в рамках японской начальной школы. В Японии работают 15 школ для американских детей (при посольстве, торгпредстве, военных базах и др.). Во всех этих школах введён обязательный курс изучения соробана. Можно пытаться найти этому факту другие объяснения, но ученики американских школ в Японии заметно превосходят своих сверстников из других 270 зарубежных американских школ, разбросанных по всему миру, да и однокашников в самих США в знаниях математики. Даже если доверить все вычислительные работы компьютерам, то обучение основам математики должно обязательно идти с применением соробана. Так считают крупнейшие специалисты-педагоги Японии.

По своим характеристикам соробан является оптимальным калькулятором. В нем возможно лишь однозначное представление любого числа. Это полностью исключает путаницу, свойственную русским или китайским счетам, и делает его максимально доступным для понимания. Это самое быстрое механическое счетное устройство в мире, которое при всей своей простоте, способно поспорить с калькулятором и даже с компьютером.

Вот почему специалисты уверены, что обучение математическим основам обязательно должно проходить с применением японского соробана. Однако, несмотря на то, что положительный эффект от использования соробана очевиден, в нашей стране о нем мало кто слышал. Еще меньшее количество людей применяет его в своих расчетах. Всего 15 минут занятий в день на этих счетах помогут в корне изменить процесс получения образования. Применение соробана поможет развить умственные способности любого ребенка, сделает усвоение пройденного материала намного эффективнее, а обучение более легким, результативным, интересным и наглядным.

Навыки обучения счёту на сорабане позволяют ребенку: - приобретению и расширению навыков устного счёта;

  1. усилению сосредоточенности умственной деятельности (памяти);
  2. усвоению статистического материала и способность его анализировать;
  3. лучше понимать и разбираться в поступающей информации;
  4. усилить рост природных творческих способностей;
  5. развить воображение ребёнка, концентрацию, внимательность;
  6. повысить нестандартное мышления и скорость восприятия любого материала.

Развивая свои интеллектуальные способности при работе на счетах(соробан), дети закладывают твердую основу для дальнейших академических успехов и творческого развития личности.